Защитное сооружение Древнего Рима – Адрианов Вал

Множество веков назад на территории нынешней Великобритании было возведено монументальное и, в то же время, довольно неоднозначное сооружение. Многие историки до сих пор спорят о целесообразности такого грандиозного строительства.

Император Древнего Рима Адриан примерно в 122 году н.э. отдал приказ о постройке надежного «щита» империи. Пикты и бриганты, совершавшие набеги, а также часть населения Рима, желающая покинуть империю, создавали угрозу целостности великого государства. В течение 5 лет стена Адриана была построена «с нуля»: считается, что над ней трудились сразу 3 легиона, дислоцировавшихся в то время на территории Великобритании.

Будучи земляным валом колоссальной протяженности в 120 километров или 80 древнеримских миль, такая преграда решала ряд неочевидных, но очень важных задач. Помимо защитной функции, эта оборонительная структура обеспечивала сохранность империи, позволяя избегать ненужных для Древнего Рима перемещений населения.

Кроме того, в те времена именно вал Адриана выступал контроллером торговых отношений и операций, осуществляющихся на территории государства. Большим задачам сооружения предшествовало большое строительство.

Содержание:

Возведение вала

Одним из основных материалов, из которых был построен вал Адриана и впоследствии разворован мародерами, является торф, положенный на камень. Им была отделана восточная часть возводящегося сооружения, в то время как западная была отдана под дерн. Однако реальность не соответствовала изначальным ожиданиям: вместо ширины в 3 метра получилось достигнуть отметки лишь в 2.4 м, однако в высоту конструкция вышла именно такой, какой задумывалась в плане – шестиметровый исполин немногим позже встречал незваных гостей во весь свой рост.

Адрианов Вал
Адрианов Вал (Son of Groucho / flickr.com)

Еще одной важной частью защитного конструкта стены были рвы, которые выкапывались с обеих сторон от каменно-земляного гиганта. Ров, расположенный с северной стороны вала, по глубине был отрыт до отметок в 8 метров. Для сооружения рвов потребовалось колоссальное количество материала – 2 миллиона кубических метров камня и земли.

С юга же проходила дорога для военных патрулей и армейских подразделений. Строительство предполагало возможность постоянной вахты, поэтому в специально отведенных участках вал Адриана обустраивался 16-ю фортами с гарнизонами и предусмотренными для них проходами. Между наиболее крупными фортами размещались башни небольших размеров, а каждые 500 метров – сторожевые вышки с лестничными подъемами.

Историческое будущее

Этот вал – не единственный, который был возведен римлянами в то время. Спустя несколько десятилетий потребовалась новая стена, подтверждающая статус новых границ Римской Империи. Этим сооружением стал вал Антонина, пришедший на смену разрушающемуся Андриановому валу.

Однако история распорядилась иначе, заставив в 208 году заняться реконструкцией последнего в связи с повторным смещением границ римского государства. Но с основной своей функцией, оборонительной, величественная стена теперь не справлялась: пикты прорывались за пределы ограждения через создаваемые ими проходы.

В течение длительного времени Адрианов вал помогал империи поддерживать порядок и целостность, но постоянные проблемы на различных участках границы в итоге заставили оставить вал, тем самым обрекая его на постепенное разрушение. Демонтажу великой ограды способствовали и фермеры, активно заимствующие камень из структур стены для постройки собственных хижин.

Адрианов Вал сегодня

Время не пощадило исторический объект: сперва набеги захватчиков, а после и строительство дороги в 18-м веке разрушали знаменитый вал. В середине 19-го века Джон Клейтон выкупил некоторые участки земли под великой римской стеной, что положило конец фермерскому мародерству.

Указатель на Вал Адриана
Указатель на Вал Адриана (Lynn Rainard / flickr.com)

Спустя некоторое время они перешли во владение Национального треста – организации, следящей за сохранностью исторических и культурно-значимых объектов. Теперь к валу может приехать каждый: с недавних пор там есть тропа для туристов. Сейчас очень просто посетить это место: из любого населенного пункта, расположенного неподалеку от вала, идут автобусы в направлении исторической достопримечательности.

На данный момент единственные хорошо сохранившиеся участки вала находятся на территории, расположенной между Гринхедом и Корбриджем, а также в Нортумберленде. Если посмотреть на карте координаты этого места, стоит обратить внимание на близость с граничащей всего в километре от вала Шотландией. Сам вал простирается на севере Англии от залива Солуэй-Ферт Ирландского моря до крепости Сигидунум, расположенной у реки Тайн Северного моря.


Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru


Ссылка на основную публикацию
X