В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса — Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.
Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.
Содержание:
Причины создания плотины
Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.
Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.
Подписание договора – Конвенции реки Колорадо
Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.
Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.
Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.
Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов
Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.
Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.
Тяжелейшие условия труда
Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.
Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.
Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.
Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.
До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.
Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.
Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.
Строительные работы
Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.
Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.
Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.
Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.
Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.
Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.
Интересные факты
Архитектурный облик дамбы
Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.
Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.
Законное название – «Плотина Гувера»
Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.
Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.
Новый мост О’Каллагана
Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.
Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.
Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.
Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.
Значение плотины Гувера сегодня
Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.
Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru
16.02.2016