Крутой перевал Кату-Ярык в Республике Алтай

Перевал Кату-Ярык находится в пределах Улаганского района Республики Алтай. Он расположен примерно в 31 км от населенного пункта Балыктуюль и в 47 км от районного центра, села Улаган.

Путь, идущий через перевал, является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром. Кроме того, это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера, а также до сел Коо и Балыкча.

Перевал Кату-Ярык является наиболее сложной, но вместе с тем и самой красивой частью дороги, соединяющей село Балыктуюль с южным побережьем Телецкого озера. Вместе с Чулышманской долиной перевал Кату-Ярык является одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Горного Алтая. Туристов сюда привлекает нетронутая природа, сохранившаяся в почти первозданном виде благодаря удаленности и безлюдности этих мест.

Содержание:

Описание перевала

Перевал Кату-Ярык по своей сути является крутым спуском с Улаганского плато в Чулышманскую долину, проходящим по склону горы. При этом перепад высот от подножья до вершины склона составляет 800 метров, а крутизна склона – около 35 градусов.

Перевал состоит из 9 поворотов. Общая длина спуска насчитывает 3600 метров. Средний уклон дороги составляет 10 градусов. Последняя прямая непосредственно перед спуском в долину отличается максимальным уклоном.

Вид на долину Чулышман с перевала Кату-Ярык
Вид на долину Чулышман с перевала Кату-Ярык (Kirill Skorobogatov / flickr.com)

В самой верхней части перевала есть хорошая обзорная площадка, с которой открывается потрясающий вид на всю Чулышманскую долину. Долина видна примерно на пять километров как вверх, так и вниз по течению.

Разъехаться с автомобилями, идущими навстречу, на перевале Кату-Ярык возможно только на поворотах, где для этого имеются небольшие карманы. Наибольшая ширина земляного полотна здесь составляет всего шесть метров. Интенсивность движения через перевал Кату-Ярык по данным на 2009 год составляет 64 машины в сутки.

В техническом отношении подъем является довольно непростой задачей. Особенно сложно подняться на машине с передним приводом, в этом случае может понадобиться посторонняя помощь. От водителя при прохождении перевала Кату-Ярык требуется предельная осторожность и внимательность. Не стоит спускаться или подниматься по нему в темное время суток. Особенности прохождения перевала могут сильно различаться в зависимости от погодных условий.

Строительство перевала дало возможность туристам более удобно и быстро добираться в Чулышманскую долину, которая славится своей природной красотой. Напротив перевала, на другой стороне долины, находится водопад Карасу, который также называют Кату-Ярык. Его высота составляет 40 метров, и он отлично просматривается непосредственно с обзорной площадки. В радиусе нескольких километров вверх и вниз по реке имеются еще несколько высоких водопадов, до которых можно дойти пешком.

Перевал Кату-Ярык, Алтай
Перевал Кату-Ярык, Алтай (Kirill Skorobogatov / flickr.com)

По Чулышману проходит граница Алтайского заповедника, площадь которого составляет более 9% от всей территории республики. Другие природные достопримечательности данного региона включают урочище Аккорум (Каменные грибы), которое расположено примерно в 22 км от перевала, и водопад Большой Чульчинский (Учар) – около 30 км от Кату-Ярыка. Расстояние до южного побережья Телецкого озера составляет около 50 км.

Благодаря перевалу Кату-Ярык постепенно развивается туристическая инфраструктура в таком ранее крайне труднодоступном уголке Алтая, как долина реки Чулышман. Сегодня здесь имеется несколько туристических баз, где путешественники могут остановиться на ночь. Прямо под перевалом находится турбаза «Кату-Ярык».

Особенно большое значение перевал имеет для местного населения, которое теперь может легко добраться до большой земли на автомобиле.

История строительства перевала

Вплоть до недавнего времени Чулышманская долина была одним из самых труднодоступных природных достопримечательностей Горного Алтая.

До конца 1980-х годов не было вообще никакой автомобильной дороги, по которой можно было бы спуститься в долину реки Чулышман. Местное население использовало только конные тропы и лодки, для того, чтобы водным путем добраться до Телецкого озера.

Работу по строительству серпантина начали в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, который был тогда председателем совхоза “Советский Алтай”. По большому счету, строительные работы осуществлялись всего тремя бульдозеристами, проделавшими за два года очень масштабную работу. Движение автомобилей через перевал Кату-Ярык было начато осенью 1989 года.

В 2011 году начали прокладывать новый перевал, однако, позже работы были приостановлены. Он должен пройти по более устойчивому склону, соответственно будет безопаснее за счет уменьшения уклонов дороги, увеличения ширины дорожного полотна и обеспечения лучшей видимости на витках серпантина. Из-за более пологих уклонов новая дорога будет длиннее существующего спуска на 1240 метров.

Как добраться до перевала Кату-Ярык?

Чтобы добраться до перевала Кату-Ярык, необходимо свернуть с Чуйского тракта на грунтовку сразу за селом Акташ. Эта дорога известна как Улаганский тракт. Через 8 километров она проходит через узкий проход между отвесными скалами красного цвета, который называют Красные ворота, а через 26 километров грунтовка идет через Улаганский перевал, высота которого составляет 2080 метров над уровнем моря. Дальше дорога проходит через населенные пункты Улаган и Балыктуюль.

В селе Балыктуюль необходимо свернуть направо. Эта дорога идет по Улаганскому нагорью и проходит мимо Пазырыкских курганов, которые находятся примерно в 4,5 км от села в урочище Пазырык. Курганы хорошо видны с дороги и отличаются своими гигантскими размерами, парным расположением, а также богатством найденных в них объектов. Здесь же расположено еще одно интересное место — Арагольская оросительная система.

Дальше дорога выходит непосредственно к перевалу Кату-Ярык. После спуска, она идет параллельно левому берегу реки Чулышман, проходит через села Коо и Балыкча и заканчивается лишь на южном побережье Телецкого озера. Дорога на перевале и в долине Чулышмана – довольно плохого качества, на ней много крупных камней и выбоин.


Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru


Ссылка на основную публикацию
X