Испанская лестница в Риме – символ святости и смирения

Испанская лестница имеет несколько символических ипостасей. Это и архитектурный компромисс двух враждующих государств – Испании и Франции.

Это и своеобразный исторический парадокс – выстроенная по инициативе французов и на французские деньги, она все же получила название от имени враждебной на то время страны. И самое главное, лестница – символ святости и смирения.

Содержание:

Экскурс в прошлое

Начиналось все в далеком 1494 г., когда во время Первой Итальянской войны под натиском французской армии пал Неаполь, и политическая карта Апеннинского полуострова была в корне перекроена. В этой ситуации испанцы, сдерживаемые мирным договором с французами и большими тратами в своих заокеанских колониях, вынуждены были сохранять нейтралитет.

Но последовавшая затем вторая волна французской экспансии на спорные земли полуострова, надолго внесла разлад в отношения двух государств: французский король Людовик XII и правитель Испании Фердинант II не смогли согласовать между собой зоны влияния в Неаполе.

В результате империи вступили в многовековое противостояние. Политические разногласия не смогли разрешить даже многочисленные династические браки и общая «святая» борьба с последователями Протестантизма.

Длинный путь к Испанской лестнице: история примирения

Противостояние двух держав опосредованно выразилось и в архитектуре. В начале XVII столетия Испания выстроила у подножия возвышенности Пинчо, величественный палаццо для своей дипломатической миссии.

Обелиск на вершине Испанской лестницы
Обелиск на вершине Испанской лестницы (Ashley Gorson / flickr.com)

Однако, величие дворца затмевала церковь Санта-Тринита-деи-Монти – символ победы французов над Неаполем. Церковь располагалась в самой верхней точке холма Пинчо и визуально доминировала над зданием испанского представительства. В 1660 г. извечные враги – Испания и Франция – предприняли очередную попытку применения посредством династического брака наследника французского престола Людовика XIV с испанской принцессой Марией-Терезией.

Французский посол в Ватикане Этьен Геффье в ознаменование вероятного перемирия пожертвовал практически все свои средства на возведение лестницы, идущей от испанского посольства к храму Санта-Тринита-деи-Монти.

Однако строительство затянулось почти на полвека. Причиной послужили непомерные амбиции кардинала Мазарини, задумавшего возвести на самых верхних ступенях сооружения постамент Людовика XIV, восседавшего на боевом коне.

Вид со Святой лестницы в Риме
Вид со Святой лестницы в Риме (Sean MacEntee / flickr.com)

Подобного восхваления Французского государства, да еще на территории подвластной Ватикану, не мог позволить ни один святитель Рима. А потому проект грандиозного сооружения был свернут по приказу Папы Александра VII.

Династический брак двух монархий все же не спас государства от политических столкновений и военных конфликтов. Противостояние великих держав завершилось лишь в 1714 г. В результате разрешения военного столкновения на испанский трон взошел представитель династии Бурбонов. В связи с этим обстоятельством вновь заговорили о строительстве Испанской лестницы.

Но в результате очередного конфликта из-за притязаний на итальянские земли, вновь разгорелись военные действия, продлившиеся недолго. И уже в 1725 – 27 гг., в ознаменование окончательного примирения великих империй, была возведена и освящена Испанская лестница в Риме.

Архитектурное решение

Таким образом, Испанская лестница стала символом примирения двух великих держав – Франции и Испании. Символичность единения проявилась не только в ее маршруте, но и в декоративном решении ее оформления – сочетание французских лилий с папскими символами святости (орлами и короной).

Отдыхающие на Испанской лестнице в Риме
Отдыхающие на Испанской лестнице в Риме (Darren Flinders / flickr.com)

От конной статуи, которые на то время вышли из моды, решено было отказаться. Вместо нее, лестницу венчал египетский обелиск – оригинальная композиция, принадлежавшая некогда древнеримскому историку Гаю Саллюстию Крипсу.

Проект поручили малоизвестному архитектору Франческо де Санктис. Он скорректировал ранее разработанную версию.

В итоге получилась композиция в барочном стиле, впечатляющая своими размерами и архитектурой. Лестница имеет 138 ступенек, которые имеют впалую форму, и при этом разнятся по размеру.

Преодолеть такую конструкцию неподготовленному человеку бывает крайне сложно. Трудность восхождения на то время объяснялась тяжелым путем к святости и духовному очищению. Вся конструкция выполнена из традиционного для римских священных построек камня – травертина.

Испанская лестница: современность

На сегодняшний день Испанская лестница – одно из самых посещаемых мест Рима. В любое время года по ее ступеням сходят и поднимаются толпы туристов. А в летнее время, когда вдоль всей ее длины буйными красками цветет азалия, путешественники просто усаживаются на ступени, для того чтобы полюбоваться видами Испанской площади.

Лестница пользуется большой популярностью среди туристов еще и потому, что вдоль всего следования ее маршрута расположено множество достопримечательностей. В данном районе находятся музеи выдающихся английских литераторов – Китса и Шелли.

Фонтан Баркачча
Фонтан Баркачча (faungg’s photos / flickr.com)

Привлекает внимание туристов своей красотой фонтан Баркачча, находящийся у основания лестницы. По легенде прообразом фонтана выступила лодка, которую обнаружили на Испанской площади после ушедшего наводнения.

К югу от дворца расположилось Палаццо ди Пропаганда Фиде – миссионерская организация, некогда проводившая подготовку священников для проповедования идей христианства в языческих странах. Тут же находится Мариинская колона, возведенная Папой Пием IX во имя святой Марии и как символ ее непорочного зачатия.

Поклонников шоппинга привлекает находящаяся неподалеку улица Кондотти, где расположены бутики всемирно известных модельеров и ювелиров. Кроме того сама Испанская лестница ежегодно становится площадкой для демонстрации модных новинок ведущих дизайнерских домов Европы.


Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru


Ссылка на основную публикацию
X